Сказка о налоговом бремени

Автор: Андрей Трушин

Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги…"
А.С. Пушкин

В 2015 году Правительство Российской Федерации объявило о фактическом моратории на увеличение налоговой нагрузки на экономику как на 2015, так и на период 2016—2018 гг. г. Это намерение было задекларировано в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации). Было обещано, что предложения, влекущие увеличение налоговой нагрузки, не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

В 2016 году новые налоги и сборы действительно не появились, в Налоговый кодекс РФ не внесены изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков. Однако в действительности налоговая нагрузка на бизнес увеличилась.

Во-первых, изменился тренд судебной практики — в последнее время налогоплательщики стали чаще проигрывать в судах налоговикам. Такие проигрыши влекут за собой не только взыскание дополнительных сумм в бюджет с проигравших судебный спор, но и в целом изменение толкования налоговых норм в сторону увеличения налоговых отчислений с субъектов предпринимательской деятельности.

Во-вторых, с 2016 года увеличилась налоговая ставка по налогу на имущество организаций до 2 процентов от кадастровой стоимости имущества (эти изменения в ст. 380 Налогового кодекса РФ были внесены еще в 2013 году).

В-третьих, растет налоговая нагрузка конкретно на малый бизнес. Так, увеличится сумма налога для плательщиков ЕНВД (Минэкономразвития своим приказом увеличило размер коэффициента-дефлятора, влияющего на размер налога). Кроме того, в 2016 году был увеличен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Это влечет за собой увеличение отчислений для индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд и ФФОМС.

В связи с повышением эффективности системы налогового администрирования налоговики сейчас больше внимания уделяют крупному бизнесу. Поэтому складывается впечатление, что крупному бизнесу в условиях кризиса выжить труднее, чем малому. Однако это не совсем так. Во-первых, начиная с 2008 года и до сегодняшнего дня, государство оказывает адресную помощь большому количеству крупных налогоплательщиков. Напомню, что помощь оказывалась даже банкам. Во-вторых, в отличие от малого бизнеса, который, как правило, ориентирован на внутренний спрос, крупный бизнес работает и на экспорт и по госзаказу (что для индивидуальных предпринимателей крайне проблематично), поэтому сокращение доходов населения для него не столь критично, как для малого бизнеса. У «малышей» меньше возможности для маневра — своих резервов нет (если это действительно малый бизнес, а не формально поделенный крупный или средний), кредит получить сложно, к тому же он непомерно дорог (дороже, чем для крупных заемщиков). Поэтому при одинаковых обстоятельствах у крупного бизнеса некритично снижается прибыль, а индивидуальный предприниматель вынужден либо прекращать свою деятельность, либо просто уходить в тень. Поэтому сейчас практически всем сложно вести бизнес.

Наконец, необходимо отметить, что в настоящее время Минфин готовит реформу налоговых и таможенных льгот. С большой долей вероятности можно утверждать, что в будущем льготы будут сокращаться, что приведет к увеличению налоговой нагрузки.

Остается надеяться, что налоговая нагрузка на экономику не будет увеличиваться радикально, в противном случае бизнес будет уходить в тень, а кто-то просто прекратит деятельность, что чревато крайне негативными социальными последствиями.