Потолковать о Ювенале

На «Побои» в редакции ФЗ №323 общество отреагировало болезненно.

Автор: Дмитрий Казаков

Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем".
О.И.Бендер. Речь в собрании «акционеров» «Меча и орала»

«Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом. Жена на локоны взяла последний рубль…» Эта бытоописательная строка предреволюционного поэта-сатирика Саши Черного в современной российской действительности удостоилась бы рубрики криминальных новостей.

Совершенно очевидно, что из кладезя человеческой мудрости, окормляющей и вдохновляющей госдеятелей на поприще их общественного служения, наиболее востребованным является философское наследие Платона.

Наиболее наглядно торжество идей отца философии демонстрирует повсеместное и всестороннее внедрение в нашу жизнь институтов ювенальной юстиции.

Напомним, что Платон полагал, что воспитание детей дело слишком серьезное, чтобы доверять его частным лицам, эти должно заниматься исключительно государство, в идеале, дети вообще не должны знать своих родителей, а родители детей, ибо это порождает эгоизм и индивидуализм в ущерб общественному благу.

Конечно, эти прогрессивные идеи не сразу утвердятся в общественном сознании. И наряду с безусловными сторонниками встретят агрессивных оппонентов, вопиющих о неконституционном вмешательстве в добрые семейные отношения.

Поводом для очередной истерии стала новая редакция ст. 116 УК РФ. Она, якобы, установила уголовную ответственность родителей за традиционные педагогические приемы, сопровождаемые рукоприкладством, не повлекшие причинения легкого вреда здоровью.

Однако если мы ознакомимся с нормой, действующей в прежней редакции, то легко убедимся, что и там уголовная ответственность родителей за безвредный подзатыльник своему ребенку присутствовала.

Наряду с этим по старому закону за нанесение безвредного подзатыльника ребенку отвечал не только родитель, но и любой вменяемый субъект, в том числе, не являющийся близким лицом. Таким образом, в этой части произошла явная гуманизация, теперь чужого ребенка можно лупить уголовно безнаказанно. Ответственность по 116 УК наступает только за битие своего.

Справедливости ради стоит отметить, что в отличие от старой, в новой редакции 116 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы. До двух лет. Раньше самым суровым являлся арест до 3-х месяцев.

Теперь стукнувшего сына за «двушку» папашу, «стукнувший» сын может «спровадить» на «двушку» же.

Тем не менее, очевидно, что новая норма сбалансирует семейные отношения. Ведь в той же степени, в какой закон ограждает детей от семейного насилия, он защищает и родителей, и помимо посаженных отцов, теперешняя 116 гарантирует нам посаженных детей и внуков, если те по мере возмужания вознамерятся поквитаться с «предками» за тяжелое отрочество и юность.

Стыдно признаться, а ведь еще вчера нормой социалистического общежития представлялась такая зарисовка из «энциклопедии русской жизни»:

…Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…"

Если Вы, не дай бог, станете свидетелями подобного инцидента, незамедлительно сообщайте в компетентные органы, как-то предписано, например, в городе Москве «Регламентом межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)».

И помните, из всех ячеек для нас непреходящей ценностью является исключительно банковская. Впрочем, к беспризорным детям, которых я в данный момент представляю, это имеет лишь опосредованное отношение.