Принцесса и мумии. О правовых аспектах дела о судьбе Алтайской Принцессы

Подробности судебного процесса от первого лица.

Намедни в Горно-Алтайском городском суде Республики Алтай было рассмотрено дело по иску Акая Кине о признании кургана Ак-Алаха-3 на плато Укок Республики Алтай объектом культурного наследия — памятником в виде отдельного захоронения и о признании найденных в кургане мумифицированных останков женщины (далее — мумии) неотъемлемой частью этого памятника.

Ответчиками по делу были привлечены Минкультуры Республики Алтай, Минкультуры России, БУ РА «Национальный музей им. А.В.Анохина» (далее — Музей) и Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (далее — Институт).

Судебный процесс вызвал удивительный общественный резонанс, особенно среди коренных жителей Республики Алтай. Не повторяя сказанного и не цитирую уже опубликованного, в этой статье мы рассмотрим исключительно правовые аспекты разрешенного (или только начавшегося?) спора о судьбе принцессы Укок.

В соответствии с положениями ст.ст. 7, 9 и 20 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (далее — Основы о культуре) вопрос о статусе останков не может быть разрешен без учета мнения коренных народов Сибири, на территории обитания которых производились раскопки захоронения и изъятие из них предметов, в том числе останков.

Хронология событий:

Захоронение мумии было обнаружено в ходе проводимой Институтом Северо-Азиатской комплексной экспедиции в 1993 г. В целях проведения научных изысканий мумия была вывезена в город Новосибирск (по месту нахождения Института), а в 2012 году — передана Музею на временное хранение.

Приказом Минкультуры России от 29.07.2015 № 2113 мумия была включена в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации музейных предметов, являющихся федеральной собственностью. Этим же приказом мумия была закреплена за Институтом на праве оперативного управления.

Мумифицированные останки тела женщины, найденные на плато Укок, безусловно, являются культовым захоронением, нарушение сохранности захоронения которых затрагивают права теленгитов (также известных как «телесы»), коренных жителей Кош-Агачского и Улаганского муниципальных районов Республики Алтай.

Заявляя иск, Акай Кине выступал, с одной стороны, в интересах теленгитов как «зайсан рода телесов», а с другой — как коренной житель города Горно-Алтайска Республики Алтай.

Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, ответчики указали, что истец, действуя как физическое лицо, не вправе выражать интересы целого народа. Один из ответчиков (представитель Института) пояснил, что требовать захоронения мумии, ссылаясь на невозможность проведения национальных обрядов на «разоренном» кургане, вправе лишь религиозная организация.

В силу ст. 9 Основ о культуре права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, религиозных организаций или иных объединений.

Одновременно с этим необходимо отметить, что с 2000 года теленгиты отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (постановление Правительства Р Ф от 24.03.2000 № 255). Следовательно, на представителей этого народа распространяются положения ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее — закон о коренных народах).

Согласно п. 5 ст. 10 закона о коренных народах лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях сохранения и развития своей самобытной культуры, в том числе, вправе совершать религиозные обряды, содержать и охранять культовые места. Указанные положения закона соответствуют нормам Конституции Р Ф (ст. 28 и ст. 44).

Курган, в котором были захоронены мумифицированные останки тела женщины, безусловно, является культовым местом. В связи с чем истец заявил требования о включении мумии в состав захоронения и о признании кургана (вместе с мумией) единым памятником.

В силу закона под объектом культурного наследия понимается объект недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанной с ним территорией (ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — закон об объектах культурного наследия). Поскольку мумия, безусловно, исторически связана с местом ее первоначального захоронения — курганом Ак-Алаха-3 на плато Укок Республики Алтай, требования Кине в этой части обоснованы.

Институт не желал отвечать перед судом за судьбу мумии

В ходе судебного разбирательства представитель Института сослался на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в настоящий момент мумия фактически принадлежит Музею. У Института, напротив, никаких имущественных либо неимущественных прав и обязанностей в отношении мумии нет.

Изложенный довод, безусловно, не является правомерным. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Одновременно с этим положением п. 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Р Ф и Высшего Арбитражного Суда Р Ф от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что право оперативного управления относится к вещным правам лица, не являющегося собственником.

В связи с вышеизложенным довод Института об отсутствии у него прав и обязанностей в отношении мумии не соответствует нормам закона и правомерно был отклонен судом.

О незаконной передаче мумии

А вот действия Института по передаче мумии Музею, безусловно, нельзя признать правомерными. Документы, подтверждающие факт такой передачи (акт от 13.06.2012 № 11 и акт от 20.09.2012 № 12) составлены с грубым нарушением действующего законодательства в связи со следующим:

  • акты подписаны до возникновения у Института права оперативного управления (и какого-либо иного права) на мумию;
  • временный характер гражданско-правовых отношений презюмирует указание на определенный срок, указание на который в акте от 20.09.2012 № 12 отсутствует;
  • в нарушение требования ст. 12 ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» отсутствует специальное разрешение Минкультуры России как собственника мумифицированных останков на фактическое нахождение мумии в Музее.

По теме:

Суд не разрешил захоронить «алтайскую принцессу»Необычный судебный процесс о захоронении музейного экспоната в Республике Алтай оказался скоротечным. // 04 февраля 2016

В своих возражениях Музей указал на отсутствие у него каких-либо прав на мумию и о готовности добровольно возвратить мумифицированные останки «алтайской принцессы» по первому требованию Института.

Одновременно с этим на вопрос представителя истца о том, каким образом Институт осуществляет право оперативного управления мумией, был получен ответ: «Институт пишет Музею письма». В своем письменном отзыве Институт указал: «…в связи со сменой директора Института в июне 2015 г. и нахождением научного штата Института, в том числе его руководящего состава, в экспедициях в полевой сезон, приказ Минкультуры № 2113 стал известен Институту недавно…».

Несомненно, вышеизложенное свидетельствует о недобросовестном исполнении ответчиком своих обязательств по оперативному управлению вверенного ему имущества.

Демонстрируя неукоснительное исполнение принципов гласности и непрерывности судебного разбирательства, суд разрешил дело в рамках одного судебного заседания (не считая предварительного). Вынесенное решение указало на существующий в действующем законодательстве пробел: отсутствие правового механизма для реализации права малочисленных коренных народов на судебную защиту своих традиций и охрану культовых мест.

Поставив на одну чашу весов право теленгитов на сохранение мумии в виде отдельного захоронения, а на другую — любопытство ученых к мумии как к биологическому объекту, суд первой инстанции вынес решение в пользу последних.

Надеемся, что читатели простят нам, если место послесловия к настоящей статье займет не резолютивная часть решения суда об отказе в удовлетворении требований Акая Кине, а известно стихотворение русского поэта Юрия Поликарповича Кузнецова «Атомная сказка»:

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
— Пригодится на правое дело!
-Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла