Контакты
Рус | Eng

О некоторых вопросах применения Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352

Анастасия Найда / Юрист / 15 Января 2016

О правилах участия малого и среднего предпринимательства в закупках "больших компаний".

С 1 июля 2015 г. отдельными видами юридических лиц[1][1]Отдельные виды юридических лиц, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".   - инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием - начало применяться Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства[2][2]Критерии понятия "субъект малого и среднего предпринимательства" установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".   в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление о закупках).

Постановление о закупках принято в рамках разработанного Правительством РФ в середине 2013 г. плана мероприятий[3][3]План мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р.   по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) к закупкам отдельных видов юридических лиц (далее - корпоративные заказчики, заказчики) и направлено на снятие административных, финансовых и информационных барьеров для субъектов МСП при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для таких крупных корпоративных заказчиков, а также на увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем годовом объеме закупок в целом.

Утвержденное Постановлением о закупках Положение[4][4]Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года N 1352.   устанавливает специфику участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках корпоративных заказчиков, а также детально регламентирует правила осуществления такими заказчиками закупок у субъектов МСП, устанавливает объем их прав и обязанностей, годовой объем закупки, который такие заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП и порядок расчета указанного объема.

Постановлением о закупках также утверждены Требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП, которыми установлены особенности систематизации, учета и раскрытия корпоративными заказчиками информации о совершенных ими закупках у субъектов МСП и сама форма годового отчета.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть особенности применения Постановления о закупках корпоративными заказчиками.

1. Особенности применения Постановления о закупках отдельными видами юридических лиц

Согласно пунктам 2, 3 Постановления о закупках оно вводится в действие поэтапно как по предмету регулирования, так и по кругу лиц.

Квалифицирующим признаком круга лиц, подпадающих под действие Постановления, являются их финансовые показатели за предыдущий отчетный период.

Корпоративные заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., начинают применять Постановление о закупках с 1 июля 2015 г.; остальные заказчики, годовой объем выручки которых меньше и составляет от 1 млрд руб. до 10 млрд руб., позже - с 1 января 2016 г. (п. 3 указанного Постановления).

Здесь необходимо обратить внимание, что на отдельные виды юридических лиц, закупочная деятельность которых также подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), но годовой объем выручки которых составляет менее 1 млрд руб., рассматриваемое Постановление о закупках не распространяется. В этом случае закупки такими заказчиками осуществляются в порядке, установленном Законом о закупках в соответствии с разработанным положением о закупке, без соблюдения правил, установленных рассматриваемым Положением.

По предмету регулирования Постановление о закупках в основной части, касающейся регламентирования осуществления корпоративными заказчиками закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, вступило в силу 23 декабря 2014 г., кроме пп. "б" п. 34 о составлении годового отчета о проведении таких закупок и размещении указанного отчета в соответствии с ч. 21 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе (на официальном сайте), который вступает в силу с 1 января 2016 г.

Обращаем внимание, что с 8 июля 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 641 изменен обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с новыми положениями (п. 2.1 рассматриваемого Постановления о закупках) в 2015 г. годовой объем закупок у субъектов МСП для заказчиков устанавливается в размере не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров против установленного ранее объема в размере 18%.

Показатель общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (пп. "б" п. 4 Положения), с 8 июля 2015 г. также уменьшен вдвое и должен составлять не менее 5% от совокупного годового стоимостного объема договоров.

При расчете указанных объемов учитываются договоры, заключенные по результатам закупок, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

2. Как определить в соответствии с п. 2 Положения суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год для вновь созданных обществ?

В п. 3 рассматриваемого Положения установлено, что заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу Положения (то есть после 23 декабря 2014 г.), применяют его с 1 января года, следующего за годом, в котором они были зарегистрированы.

То есть заказчики, зарегистрированные в любом месяце 2015 г., будут применять Положение с 1 января 2016 г. и должны рассчитывать суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ (оказания услуг), а также от прочих доходов по данным своей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 г.

При этом Положение все также будет распространяться на них в случае, если суммарный объем выручки за предшествующий 2015 г. составит не менее 1 млрд руб. (без верхнего предела).

Общества, зарегистрированные с 24 декабря 2014 г. по 31 декабря 2014 г., будут применять Положение на общих основаниях с учетом п. 2 Постановления о закупках, то есть либо с 1 июля 2015 г., если годовой объем выручки более 10 млрд руб., либо с 1 января 2016 г., если годовой объем выручки составит от 1 млрд руб. до 10 млрд руб. При этом, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ (оказания услуг), а также от прочих доходов будет рассчитываться по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий период 2014 г.

3. За какой период времени в 2015 г. заказчик должен учитывать договоры для расчета доли договоров с субъектами МСП? Необходимо ли учитывать те договоры, которые уже заключены с начала текущего года с субъектами МСП, когда Постановление о закупках не вступило в силу?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать отличие момента вступления в силу документа и начало его применения, так как в данном случае моменты обозначены разными датами. Постановление о закупках вступило в силу и начало действовать с 23 декабря 2014 г. (кроме пп. "б" пункта 34 Положения, вступающего в силу с 1 января 2016 г.). По датам 1 июля 2015 г. и 1 января 2016 г., указанным в п. 2 Постановления о закупках, разделяется его применение. Следовательно, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчики при расчете доли закупок у субъектов МСП должны учитывать договоры, заключенные в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

4. Что понимается под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, расчет которого установлен п. 7 Положения? И подлежат ли учету в совокупном годовом общем объеме закупок закупки, не публикуемые заказчиками в единой информационной системе, в соответствии с п. 15 ст. 4 Закона о закупках, закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей (в отдельных случаях 500 000 рублей)?

Пунктом 7 Положения регулируется расчет совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, включая договоры с субъектами МСП. При расчете этого показателя учитываются все заключенные заказчиком договоры по результатам закупок, осуществленных в соответствии с Законом о закупках, кроме прямо перечисленных в данном пункте.

Таким образом, под совокупным годовым стоимостным объемом договоров, заключенных заказчиками в том числе с субъектами МСП по результатам закупок, имеется в виду общий (совокупный) объем закупок, осуществленный заказчиком в соответствии с положением о закупках, за год.

При этом закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей или 500 000 рублей (малобюджетные закупки) также подлежат учету, так как не учитываемые в расчете закупки определены в п. 7 Положения. Этот перечень закрытый, расширительному толкованию не подлежит и малобюджетные закупки отдельно не поименованы в указанном перечне.

5. Каковы особенности и порядок расчета годового объема закупок, осуществляемых корпоративными заказчиками у субъектов МСП согласно форме годового отчета Постановления о закупках? Почему в соответствии с п. 2 формы при расчете процента закупки у субъектов МСП в годовой стоимостный объем закупок, который является знаменателем, входят закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупки, в отношении которых принято решение Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона о закупках), при том что в п. 7 Положения эти два вида закупок указаны как неучитываемые?

Противоречия между п. 2 формы и п. 7 Положения нет. Сведения о закупках, которые составляют государственную тайну, а также закупках, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках, не учитываются при расчете сведений о доле закупок у субъектов МСП, где данный показатель выступает в качестве знаменателя (п. 2 формы), так как такие сведения исключены изначально при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения.

В п. 1 раздела I отчета (формы отчета) сведения о таких закупках отсутствуют с целью неотражения их показателей в силу прямого указания на это в п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденных этим же Постановлением. В то же время это не означает, что они вновь принимаются к расчету при вычислении доли закупок у субъектов МСП.

6. Каким образом рассчитывать в соответствии с п. 5 Положения годовой стоимостный объем для тех заказчиков, которые исполняют требования Постановления о закупках с 1 июля 2015 г.?

Те заказчики, которые применяют Постановление о закупках с 1 июля 2015 г., рассчитывают годовой объем закупок, осуществленных у субъектов МСП по проведенным закупкам в 2015 г. за период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г., по итогам года.

Правила расчета установлены в п. 6 Положения - путем сложения стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок: участниками которых являются любые лица, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках; участниками которых являются только субъекты МСП; и стоимости договоров, которыми субъекты МСП привлечены как соисполнители (пп. "а", "б" и "в" п. 4 Положения).

7. Программа партнёрства

Отдельно обращаем внимание на возможность разработки корпоративными заказчиками программы партнёрства, которая предусмотрена п. 15 Положения.

Программа партнёрства - специально разрабатываемая заказчиком по его желанию программа лояльности к тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые:

а) исполнили не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания с исполнителей - субъектов МСП неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими договорами;

б) прошли процедуры определения на соответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), установленным заказчиком в соответствии с его положением о закупке.

Такая программа может быть полезна для обеих сторон закупок, так как формирует доверие корпоративных заказчиков и участников закупок друг к другу, выявляет надежных, постоянных участников закупок. Кроме того, субъектам МСП - участникам программы партнёрства - заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора при осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако программа партнёрства предусмотрена только для участников закупок - субъектов МСП. Юридические лица, участвующие в закупках, но не обладающие статусом субъектов МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не могут быть ее участниками.

8. Отчетность заказчиков об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в объявленных закупках

В целях контроля за осуществлением закупок у субъектов МСП, анализа их количественных и качественных характеристик разделом IV Положения предусмотрено формирование отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

Для тех корпоративных заказчиков, которые уже начали с 1 июля 2015 г. применять Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", напомним, что положения Постановления о закупках о составлении годового отчета о закупках у субъектов МСП как по форме, так и по содержанию вступает в силу с 1 января 2016 г. До указанной даты формировать результаты закупочной деятельности в виде годового отчета по установленной Постановлением о закупках форме не обязательно.

Обязанность опубликования в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте) годового отчета о закупках и информации о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, также вступает в силу с 1 января 2016 г. (ч. 21 ст. 4 Закона о закупках).

Вместе с тем сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов МСП, подлежат обязательному опубликованию заказчиками по правилам Закона о закупках не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пп. "а" п. 34 Положения и п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках).

В заключение статьи остается отметить, что рассматриваемое Постановление о закупках не меняет порядок осуществления закупок, установленный федеральным законом, оно определяет особенности их осуществления относительно закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и правила их учета. При этом особенности, установленные Постановлением о закупках, должны учитываться корпоративными заказчиками при всех способах закупок: помимо конкурса или аукциона это может быть запрос предложений, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и другие, предусмотренные в положении о закупке, регламентирующем закупочную деятельность заказчика.

14 декабря 2017 Анастасия Найда выступила на Экспертном конгрессе в сессии «Противодействие идеологии экстремизма в молодежной среде» 12 декабря в Правительстве Москвы прошел Экспертный конгресс по вопросам гармонизации межнациональных отношений. 08 декабря 2017 АБ «КиП» в рейтинге Право.ru-300 Стали известны результаты самой ожидаемой юридической премии года.
Все новости
Все комментарии
Олимпийская хартия вольностей
Кирилл Шашков
Гранд-скандал окончил интригу вокруг кругов ВАДА, занимательное решение МОК само по себе сплелось в ребус, разгадывание которого отныне будет забавлять как указанных в этом решении лиц, так и всех прочих интересующихся. In биткоин we «ТРАСТ»?
Диана Полетаева
О роли биткоина в России в настоящее время
Все публикации
Клиенты о нас
  • «Адвокатов Адвокатского бюро отличает высокий профессионализм, комплексный подход к решению поставленных задач, нацеленность на положительный результат, интеллигентность, надежность и честность в работе». С.Е. Иванин Начальник Юридического управления ООО "Газпром межрегионгаз"
  • «Оказанные Вами услуги были выполнены на высокопрофессиональном уровне, что характеризует Вас как надежного, добросовестного и ответственного партнёра». А.В. Давыдов Генеральный директор ООО "Газпром геологоразведка"
  • «ЗАО "Росшельф" рекомендует Адвокатское бюро "Казаков и Партнеры" как надежного и профессионального консультанта». М.И Лукьянчиков Генеральный директор ЗАО "Росшельф"
  • «Высокий уровень организации оказания юридической помощи, профессионализм сотрудников, добросовестное отношение к поставленным в договоре задачам и успешное их решение». П.М. Созонов Генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Югорск"
  • «Высоко ценю доверительные отношения, которые сложились на протяжении трех лет сотрудничества. Желаю дальнейших успехов и процветания». Константин Цзю, абсолютный чемпион мира по боксу
  • «С помощью Адвокатского бюро «Казаков и партнёры» нам удалось защитить свои права. Юристами были приняты в нашем деле нестандартные решения, что в результате привело к полной победе». Т.В. Калинина Генеральный директор ООО «Калинка Ивент»