Обзор санкций США в отношении России в связи с событиями на Украине

Первый пакет санкций США в отношении России был принят в 2014 году, после включения Крыма в состав РФ. Следующие пакеты санкций вводились поэтапно — после обвинения России в поставке оружия пророссийским повстанцам, а также в открытой поддержке самопровозглашенных республик и после крушения малазийского Boeing-777, неоднократно пересматриваясь в сторону увеличения.

Подразделение Министерства Финансов США «Управление по контролю за иностранными активами» (OFAC) внесло определенных физических и юридических лиц РФ в «Список граждан особых категорий и лиц подлежащих блокировке» (SDN), а также увеличило список российских юридических и физических лиц в отношении которых действует т.н. SSIL-Список, определяющий секторальные санкции.

Кроме того, OFAC ограничил возможности предоставления кредитов физическим и юридическим лицам РФ сроком более, чем на 90 дней, а также установил запрет на предоставление российским лицам нефтесервисных услуг по разработке месторождений и добыче нефти в Арктике, по глубоководному бурению на глубине свыше 500 футов, и разработке сланцевых месторождений.

Санкции OFAC относятся ко всем транзакциям, в которые так или иначе могут быть вовлечены граждане и юридические лица США, вне зависимости от местоположения, а также физические и юридические лица, находящиеся в США или использующие оборудование или технологии имеющие происхождение из США.

С правовыми последствиями нарушения режима санкций можно ознакомиться по приведенной ссылке:

https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/CivPen/Pages/civpen-index2.aspx

Достаточно сказать, что только в 2016 году за нарушение в области режима санкций разные компании были оштрафованы более чем 15 миллионов долларов США.

Нормы, приятные OFAC, запрещают не просто прямое участие, но также выдачу разрешения на секционную деятельность или создание для нее условий.

Кроме того, санкции включают в себя и нормы экспортного контроля. Это означает, что определенные товары не могут быть вывезены за границы США без соответствующей лицензии. Получение такой лицензии — достаточно долгий и затратный процесс.

Распространение режима санкций на те или иные проекты или на тех или иных юридических и физических лиц необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.

Необходимо отметить, что нарушения норм, принятых OFAC, влечет за собой правовые последствия, которые могут выражаться в серьезных штрафах, а также в лишении лицензии на внешнюю торговлю. В связи с этим, американские физические и юридические лица не будут принимать попыток совершить сделки в обход санкций.

Законодательство в области санкций достаточно глубоко проработанно и в нем существует множество нюансов, поэтому решать вопрос о действии санкции необходимо отдельно в каждом конкретном случае.