Деньги на воздух. Дела по оспариванию Инвестиционных соглашений, заключенных по Киотскому протоколу

Сторонами Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 11.12.1997 был подписан Киотский протокол (далее – "Протокол"), целью которого являлось сокращение общих выбросов газов (Приложение А) на 5% и более по сравнению с уровнями 1990 года за период действия обязательств с 2008 по 2012 год.

В соответствии со ст. 3 Протокола стороны по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода (СО2), перечисленных в Приложении А, не превышали квоты, установленные для них в Приложении В.

Согласно п. 1 ст. З Протокола для Российской Федерации, как стороны протокола, установлено обязательство соблюдения норм по совокупным выбросам парниковых газов в атмосферу в виде определенного количества Единиц установленного количества (далее — «ЕУК»), которое соответствует количеству разрешенных выбросов.

Каждая страна, включенная в приложение I Протокола, до осуществления каких-либо операций вводит в обращение определенное количество ЕУК, эквивалентное установленному количеству, рассчитанное и зарегистрированное в национальном реестре (в РФ — Российский Реестр углеродных единиц), как углеродные единицы, приходящиеся на долю страны. Российская Федерация в национальном Российском Реестре углеродных единиц отражает установленную для нее норму по совокупным выбросам парниковых газов в атмосферу путем зачисления на углеродный счет Правительства Р Ф ЕУК в количестве, уставленном Протоколом. Таким образом, ЕУК являются особым видом федерального имущества, требующего государственного регулирования.

Протокол предусматривает возможность переуступки квот на выбросы парниковых газов между странами-участницами. Одним из механизмов, регулирующих такие переуступки (ст. 6 Протокола), является Проект Совместного Осуществления (ПСО).

ПСО — это рыночный механизм, который позволяет одним странам-участницам Протокола, получать квоты на выбросы за счет реализации проектов на территории других стран-участниц, ведущих сокращение и ограничение выбросов.

Суть ПСО состоит в том, что на определённом объекте внутри страны достигается уменьшение (сокращение) количества выбросов парниковых газов, такое уменьшение измеряется и закрепляется в установленном порядке. Разрешение на выбросы от проектов совместного осуществления измеряется в единицах сокращения выбросов (ЕСВ). Впоследствии оно может быть продано другой стране или компании в другой стране.

Оформленные в особом порядке ЕСВ имеют стоимость. Существует международный рынок, на котором они могут быть проданы и перепроданы.

19 ноября 2004 года вступил в законную силу Федеральный закон № 128-ФЗ от 04.11.2004 «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», которым Россия ратифицировала Протокол.

Впоследствии были приняты несколько Постановлений Правительства Р Ф, направленные на регулирование создания и введения в оборот ЕСВ: Постановление Правительства Р Ф от 28.05.2007 № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», Постановление Правительства Р Ф от 28.10.2009 № 843 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», Постановление Правительства Р Ф от 15.09.2011 № 780 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

Только последнее из указанных Постановлений Правительства, принятое в 2011 году, дало старт реализации ПСО в России, поскольку действовавшие до этого акты не предусматривали необходимого уровня детализации процессов, а также распределения между уполномоченными государственными органами функций контроля и управления имущественными правами на ЕСВ, которые фактически являются имуществом РФ.

Операции в Реестре, связанные с получением, передачей или приобретением ЕСВ, производятся на основании письменного указания Минэкономразвития России. При этом резервирование и передача ЕСВ под проекты, осуществляемые в соответствии со ст. 6 Протокола, производятся со счета углеродных единиц установленного количества Правительства Российской Федерации.

При передаче ЕСВ по проектам на углеродный счет юридического лица-покупателя, они становятся собственностью последнего, а их ввод в обращение аннулирует соответствующее количество ЕУК на счете Правительства Р Ф, тем самым уменьшая размер федерального имущества.

В целях охраны прав и интересов Российской Федерации в этой сфере Правительство Р Ф своими Постановлениями установило соответствующий механизм контроля и одобрения проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Протокола. И в этом механизме ключевая роль отведена ОАО «Сбербанк России».

Между тем, ещё в 2006—2007 годах — в отсутствие законодательного регулирования на территории Российской Федерации — было заключено порядка 12 Инвестиционных соглашений о проектах совместного осуществления с участием иностранных инвесторов, региональных газораспределительных компаний (ГРО), ООО «Центргазсервис-опт» и ОАО «Росгазификация».

Инвестиционными соглашениями все контрольные и оперативные функции ОАО «Сбербанк России», которые должны осуществляться в интересах государства (как участника Киотского протокола и как собственника имущественных прав на все ЕСВ в масштабах страны), были заменены договорённостью о прямой безвозмездной передаче ЕСВ иностранному инвестору.

Кроме того, Инвестиционные соглашения — в противоречие интересам не только российских участников, но и самой Российской Федерации, как собственника имущественных прав (ЕСВ), — были подчинены английскому праву. По третейским оговоркам все споры по соглашениям должны были разрешаться в Лондонском международном третейском суде (LCIA) и Стокгольмском арбитраже (SCC).

Инвестиционные соглашения не исполнялись сторонами по ряду причин: ГРО не были осведомлены об их заключении, поскольку подписи уполномоченных лиц были подделаны, а денежные средства, причитавшиеся им по проектам, были выведены группой лиц на счета фирм-однодневок и не поступали в адрес ГРО; на момент заключения Инвестиционных соглашений в России отсутствовала достаточная законодательная база для реализации ПСО; в 2008 году Инвестиционные соглашения были расторгнуты иностранными инвесторами в одностороннем порядке.

Следующим шагом инвесторов стало обращение в иностранные арбитражные институты с требованиями о возмещении ущерба. LCIA в декабре 2012 года завершил рассмотрение дел по искам иностранных инвесторов к ОАО «Росгазификация» (как гаранту) о нарушении условий Инвестиционных соглашений (сводное производство велось по всем Инвестиционным соглашениям с ГРО). В декабре 2014 года Стокгольмский арбитраж также завершил рассмотрение дела по иску инвестора к ОАО «Росгазификация» (как гаранту) о нарушении условий Инвестиционных соглашений.

Акционерам Росгазификации удалось в суде оспорить и признать недействительной сделку гарантии, которая предусматривала возложение на компанию повышенной ответственности.

Затем в суды обратились и ГРО с оспариванием Инвестиционных соглашений. В данных процессах интересы ГРО представляли адвокаты Бюро «Казаков и партнёры». Фактически наши клиенты (ГРО) стали заложниками ситуации, при которой в Инвестиционных соглашениях они не участвовали, а ответственность могла быть на них возложена.

Нашими специалистами была проведена масштабная работа, связанная с восстановлением полной хронологии событий за период с 2006 по 2012 г. г., обеспечено проведение почерковедческих экспертиз по всем документам, подтверждавшим «подписание» Инвестиционных соглашений от имени ГРО, проведены опросы сотрудников ГРО и иных очевидцев событий.

Сложность задачи состояла в необходимости высокоточной работы в крайне сжатые сроки, в условиях информационных ограничений, в мультиправовой сфере (анализ документов проводился по российскому и английскому материальному праву, а также с учетом коллизионных норм обеих юрисдикций, приходилось учитывать и анализировать прецеденты английских судов, заключения по вопросам права британских специалистов).

Адвокатам удалось доказать недействительность оговорок о применимом праве и третейских оговорок, которые обладают высокой степенью защиты от оспаривания, поскольку имеют автономный характер. Российские арбитражные суды признали свою компетенцию и рассмотрели исковые заявления ГРО по нормам российского права.

Целью нашего участия в процессах стала защита не только интересов ГРО, введенных в заблуждение в результате финансовых махинаций, но и подтверждение в судебном порядке противоправности Инвестиционных соглашений, заключённых в обход интересов государства и с нарушением требований закона.

Данная задача была с успехом решена: иски ГРО о признании Инвестиционных соглашений незаключенными (по части — недействительными) были удовлетворены. Положительные для наших клиентов решения судов устояли во всех инстанциях, включая ВАС РФ, и впоследствии стали основой для недопущения приведения в исполнение решений иностранных арбитражей, поскольку исполнение решений, основанных на недействительных сделках, нарушило бы публичный порядок Российской Федерации.