Контакты
Рус | Eng

Деньги на воздух. Дела по оспариванию Инвестиционных соглашений, заключенных по Киотскому протоколу

09 сентября 2015

Сторонами Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 11.12.1997 был подписан Киотский протокол (далее – "Протокол"), целью которого являлось сокращение общих выбросов газов (Приложение А) на 5% и более по сравнению с уровнями 1990 года за период действия обязательств с 2008 по 2012 год.

В соответствии со ст. 3 Протокола стороны по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода (СО2), перечисленных в Приложении А, не превышали квоты, установленные для них в Приложении В.

Согласно п.1 ст. З Протокола для Российской Федерации, как стороны протокола, установлено обязательство соблюдения норм по совокупным выбросам парниковых газов в атмосферу в виде определенного количества Единиц установленного количества (далее – "ЕУК"), которое соответствует количеству разрешенных выбросов.

Каждая страна, включенная в приложение I Протокола, до осуществления каких-либо операций вводит в обращение определенное количество ЕУК, эквивалентное установленному количеству, рассчитанное и зарегистрированное в национальном реестре (в РФ - Российский Реестр углеродных единиц), как углеродные единицы, приходящиеся на долю страны. Российская Федерация в национальном Российском Реестре углеродных единиц отражает установленную для нее норму по совокупным выбросам парниковых газов в атмосферу путем зачисления на углеродный счет Правительства РФ ЕУК в количестве, уставленном Протоколом. Таким образом, ЕУК являются особым видом федерального имущества, требующего государственного регулирования.

Протокол предусматривает возможность переуступки квот на выбросы парниковых газов между странами-участницами. Одним из механизмов, регулирующих такие переуступки (ст. 6 Протокола), является Проект Совместного Осуществления (ПСО).

ПСО - это рыночный механизм, который позволяет одним странам-участницам Протокола, получать квоты на выбросы за счет реализации проектов на территории других стран-участниц, ведущих сокращение и ограничение выбросов.

Суть ПСО состоит в том, что на определённом объекте внутри страны достигается уменьшение (сокращение) количества выбросов парниковых газов, такое уменьшение измеряется и закрепляется в установленном порядке. Разрешение на выбросы от проектов совместного осуществления измеряется в единицах сокращения выбросов (ЕСВ). Впоследствии оно может быть продано другой стране или компании в другой стране.

Оформленные в особом порядке ЕСВ имеют стоимость. Существует международный рынок, на котором они могут быть проданы и перепроданы.

19 ноября 2004 года вступил в законную силу Федеральный закон № 128-ФЗ от 04.11.2004 "О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", которым Россия ратифицировала Протокол.

Впоследствии были приняты несколько Постановлений Правительства РФ, направленные на регулирование создания и введения в оборот ЕСВ: Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 № 332 "О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата", Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 № 843 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата", Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 № 780 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата".

Только последнее из указанных Постановлений Правительства, принятое в 2011 году, дало старт реализации ПСО в России, поскольку действовавшие до этого акты не предусматривали необходимого уровня детализации процессов, а также распределения между уполномоченными государственными органами функций контроля и управления имущественными правами на ЕСВ, которые фактически являются имуществом РФ.

Операции в Реестре, связанные с получением, передачей или приобретением ЕСВ, производятся на основании письменного указания Минэкономразвития России. При этом резервирование и передача ЕСВ под проекты, осуществляемые в соответствии со ст. 6 Протокола, производятся со счета углеродных единиц установленного количества Правительства Российской Федерации.

При передаче ЕСВ по проектам на углеродный счет юридического лица-покупателя, они становятся собственностью последнего, а их ввод в обращение аннулирует соответствующее количество ЕУК на счете Правительства РФ, тем самым уменьшая размер федерального имущества.

В целях охраны прав и интересов Российской Федерации в этой сфере Правительство РФ своими Постановлениями установило соответствующий механизм контроля и одобрения проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Протокола. И в этом механизме ключевая роль отведена ОАО "Сбербанк России".

Между тем, ещё в 2006-2007 годах - в отсутствие законодательного регулирования на территории Российской Федерации - было заключено порядка 12 Инвестиционных соглашений о проектах совместного осуществления с участием иностранных инвесторов, региональных газораспределительных компаний (ГРО), ООО "Центргазсервис-опт" и ОАО "Росгазификация".

Инвестиционными соглашениями все контрольные и оперативные функции ОАО "Сбербанк России", которые должны осуществляться в интересах государства (как участника Киотского протокола и как собственника имущественных прав на все ЕСВ в масштабах страны), были заменены договорённостью о прямой безвозмездной передаче ЕСВ иностранному инвестору.

Кроме того, Инвестиционные соглашения - в противоречие интересам не только российских участников, но и самой Российской Федерации, как собственника имущественных прав (ЕСВ), - были подчинены английскому праву. По третейским оговоркам все споры по соглашениям должны были разрешаться в Лондонском международном третейском суде (LCIA) и Стокгольмском арбитраже (SCC).

Инвестиционные соглашения не исполнялись сторонами по ряду причин: ГРО не были осведомлены об их заключении, поскольку подписи уполномоченных лиц были подделаны, а денежные средства, причитавшиеся им по проектам, были выведены группой лиц на счета фирм-однодневок и не поступали в адрес ГРО; на момент заключения Инвестиционных соглашений в России отсутствовала достаточная законодательная база для реализации ПСО; в 2008 году Инвестиционные соглашения были расторгнуты иностранными инвесторами в одностороннем порядке.

Следующим шагом инвесторов стало обращение в иностранные арбитражные институты с требованиями о возмещении ущерба. LCIA в декабре 2012 года завершил рассмотрение дел по искам иностранных инвесторов к ОАО "Росгазификация" (как гаранту) о нарушении условий Инвестиционных соглашений (сводное производство велось по всем Инвестиционным соглашениям с ГРО). В декабре 2014 года Стокгольмский арбитраж также завершил рассмотрение дела по иску инвестора к ОАО "Росгазификация" (как гаранту) о нарушении условий Инвестиционных соглашений.

Акционерам Росгазификации удалось в суде оспорить и признать недействительной сделку гарантии, которая предусматривала возложение на компанию повышенной ответственности.

Затем в суды обратились и ГРО с оспариванием Инвестиционных соглашений. В данных процессах интересы ГРО представляли адвокаты Бюро "Казаков и партнёры". Фактически наши клиенты (ГРО) стали заложниками ситуации, при которой в Инвестиционных соглашениях они не участвовали, а ответственность могла быть на них возложена.

Нашими специалистами была проведена масштабная работа, связанная с восстановлением полной хронологии событий за период с 2006 по 2012 г.г., обеспечено проведение почерковедческих экспертиз по всем документам, подтверждавшим "подписание" Инвестиционных соглашений от имени ГРО, проведены опросы сотрудников ГРО и иных очевидцев событий.

Сложность задачи состояла в необходимости высокоточной работы в крайне сжатые сроки, в условиях информационных ограничений, в мультиправовой сфере (анализ документов проводился по российскому и английскому материальному праву, а также с учетом коллизионных норм обеих юрисдикций, приходилось учитывать и анализировать прецеденты английских судов, заключения по вопросам права британских специалистов).

Адвокатам удалось доказать недействительность оговорок о применимом праве и третейских оговорок, которые обладают высокой степенью защиты от оспаривания, поскольку имеют автономный характер. Российские арбитражные суды признали свою компетенцию и рассмотрели исковые заявления ГРО по нормам российского права.

Целью нашего участия в процессах стала защита не только интересов ГРО, введенных в заблуждение в результате финансовых махинаций, но и подтверждение в судебном порядке противоправности Инвестиционных соглашений, заключённых в обход интересов государства и с нарушением требований закона.

Данная задача была с успехом решена: иски ГРО о признании Инвестиционных соглашений незаключенными (по части – недействительными) были удовлетворены. Положительные для наших клиентов решения судов устояли во всех инстанциях, включая ВАС РФ, и впоследствии стали основой для недопущения приведения в исполнение решений иностранных арбитражей, поскольку исполнение решений, основанных на недействительных сделках, нарушило бы публичный порядок Российской Федерации.

09 февраля 2018 Кто, если не мы Адвокаты АБ «КиП» выиграли тендер, объявленный ПАО «Красноярскгазпром», на право заключения договора на оказание услуг по юридическому сопровождению деятельности компании на сумму 8 000 000 руб. 08 февраля 2018 Похищение Европы 7 февраля перед сотрудниками АБ "КиП" выступил с лекцией ведущий эксперт в области экспорта российского природного газа Юрий Алексеевич Зайцев.
Все новости
Все комментарии
Осторожно, дети! Лекция о ювенальной юстиции для взрослых. Позитивное право Обзор прецедентной практики адвокатского бюро за 2017 год.
Все публикации
Клиенты о нас
  • «Адвокатов Адвокатского бюро отличает высокий профессионализм, комплексный подход к решению поставленных задач, нацеленность на положительный результат, интеллигентность, надежность и честность в работе». С.Е. Иванин Начальник Юридического управления ООО "Газпром межрегионгаз"
  • «Оказанные Вами услуги были выполнены на высокопрофессиональном уровне, что характеризует Вас как надежного, добросовестного и ответственного партнёра». А.В. Давыдов Генеральный директор ООО "Газпром геологоразведка"
  • «ЗАО "Росшельф" рекомендует Адвокатское бюро "Казаков и Партнеры" как надежного и профессионального консультанта». М.И Лукьянчиков Генеральный директор ЗАО "Росшельф"
  • «Высокий уровень организации оказания юридической помощи, профессионализм сотрудников, добросовестное отношение к поставленным в договоре задачам и успешное их решение». П.М. Созонов Генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Югорск"
  • «Высоко ценю доверительные отношения, которые сложились на протяжении трех лет сотрудничества. Желаю дальнейших успехов и процветания». Константин Цзю, абсолютный чемпион мира по боксу
  • «С помощью Адвокатского бюро «Казаков и партнёры» нам удалось защитить свои права. Юристами были приняты в нашем деле нестандартные решения, что в результате привело к полной победе». Т.В. Калинина Генеральный директор ООО «Калинка Ивент»