Контакты
Рус | Eng

Актуальные нормы законодательства, действующие с 2016 года

02 февраля 2016

Закупки

1. С 1 января 2016 года начала работать единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

С 1 января 2016 года начала работать единая информационная система в сфере закупок - ЕИС (введена приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок").

До начала работы ЕИС информация о закупках размещалась на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru), который с 1 января 2016 года прекратил свою работу.

В ЕИС размещается, хранится и предоставляется вся информация, которая касается всех категорий закупок: государственных (муниципальных) закупок, регулируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также закупок отдельными видами юридических лиц, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Работа самой ЕИС также регулируется указанными законами и рядом подзаконных актов.

В ЕИС пользователи будут иметь доступ к информации и документации по каждой конкретной закупке, в том числе к:

  • нормативно-правовой базе, регулирующей закупки;
  • реестру планов закупок и информации об их реализации;
  • реестру планов-графиков и информации об их реализации;
  • информации об исполнении контрактов;
  • реестру контрактов;
  • реестру недобросовестных поставщиков;
  • библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • реестру банковских гарантий;
  • реестру жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • перечню международных финансовых организаций;
  • результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчетам заказчиков;
  • каталогам товаров, работ, услуг;
  • информации о складывающихся на товарных рынках ценах, а также о размещаемых заказчиками запросах цен;
  • информации и документам, размещение которых предусмотрено Законом о закупках;
  • информации о запретах, условиях допуска импортных товаров, а также работ и услуг, которые предоставляют иностранные граждане, перечню иностранных стран, с которыми Россия заключила договор о применении национального режима.

2. О формировании и обосновании закупок.

С января 2016 года вступают в действие изменения в порядке проведения закупок по Закону о закупках № 44-ФЗ:

- Теперь государственным и муниципальным заказчикам в обязательном порядке нужно формировать план закупок. В плане закупок необходимо указывать: цели закупок; наименования объектов закупки; сроки (периодичность) закупок; объемы финансового обеспечения и некоторые иные сведения (ст. 17 Федерального закона от 04.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

- Дополнились требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения (ст. 21 Закона о закупках № 44-ФЗ). Заказчики обязаны формировать планы-графики в соответствии с планами закупок и установленными требованиями.

- Расширены полномочия контрактной службы, контрактного управляющего (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 Закона о закупках № 44-ФЗ).

В дополнение к существующим полномочиям добавились разработка плана и плана-графика закупок, подготовка изменений в них, их размещение (и внесенных в них изменений) в ЕИС.

- Нужно обосновывать закупки (ст. 18 Закона о закупках № 44-ФЗ).

Закупки обосновываются в два этапа:

1) при формировании плана закупки заказчик должен доказать, что каждый объект закупки соответствует: целям, указанным в статье 13 Закона о закупках № 44-ФЗ и требованиям, которые предъявляются к закупаемым товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика;

2) при формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

- Нужно подбирать объекты закупок, которые отвечают требованиям нормирования, то есть требованиям к закупаемым товарам, работам и услугам (в т. ч. предельные цены) и нормативным затратам на обеспечение деятельности государственных (муниципальных) заказчиков (ст. 19 Закона о закупках № 44-ФЗ).

- Заказчик должен решить, кто проводит закупки (ч. 5 ст. 26 Закона о закупках № 44-ФЗ).

Органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) были вправе, а теперь обязаны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика: самостоятельно или привлекут уполномоченные органы и учреждения.

3. Установлены максимальные пределы расходов при приобретении служебных автомобилей для руководителей федеральных органов власти.

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 (далее – постановление) установлены лимиты на максимальную стоимость и потребительские свойства транспортных средств, мебели и средств связи, которые вправе использовать государственные чиновники при исполнении ими своих должностных полномочий.

В частности, руководители российских федеральных органов власти не вправе приобретать для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн. руб. Руководство федеральных агентств вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн. руб. Руководитель и заместители структурных подразделений федерального государственного органа вправе приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн. руб.

Постановление вступило в силу с 1 января 2016 г.

Регистрация прав и субъектов права. Корпоративное право

1. О регистрации компаний по новым правилам.

С 1 января 2016 года начали действовать новые положения о регистрации, касающиеся всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы.

- Увеличилось число способов подачи документов для государственной регистрации юридического лица и внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Теперь представить документы на регистрацию общества можно через нотариуса, заверившего подпись на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении). В этом случае за итоговыми документами нужно обратиться к нему же. Нотариус выдает их в электронной форме или в бумажном виде на основании удостоверения их равнозначности электронным документам (ст. 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Получение итоговых документов у нотариуса возможно непосредственно заявителем или его представителем. Полномочия представителя должны быть подтверждены по нотариально удостоверенной доверенности либо по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель.

2. О предоставлении налоговой инспекции права проверки достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ.

При наличии, как указывает закон, "обоснованных сомнений" в достоверности сведений включаемых или содержащихся в ЕГРЮЛ налоговая инспекция теперь вправе:

  • осматривать объекты недвижимости (например, по адресу учреждаемой компании);
  • получать необходимые объяснения, справки, сведения;
  • и проводить иные "мероприятия".

Проверка достоверности, в частности, касается адреса организации в пределах ее места нахождения, информации об учредителях (участниках) организации, а для ООО также сведения о долях в уставном капитале, и данных о руководителе.

Процедура государственной регистрации при этом приостанавливается до окончания проверки, но не более чем на один месяц. В случае подтверждения недостоверности сведений, в государственной регистрации организации или внесения изменений о ней могут отказать.

Если проверка проводится в отношении уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, налоговая инспекция вправе потребовать от организации представить достоверную информацию. Срок для предоставления достоверных сведений - 30 дней. Если в течение указанного срока достоверность не будет подтверждена, налоговая инспекция может внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений.

3. Об увеличении количества документов по сделкам, подлежащих обязательному нотариальному заверению.

Теперь у нотариуса необходимо заверять:

  • оферту о продаже доли в уставном капитале в случае, когда участники (само общество) имеют преимущественное право покупки (п. 5 ст. 21 Закона об ООО № 14-ФЗ);
  • договор купли-продажи доли, по которому в роли покупателя выступает участник ООО, воспользовавшийся преимущественным правом покупки ;
  • заявление участника о выходе из ООО (п. 1 ст. 26 Закона об ООО № 14-ФЗ);
  • требование о приобретении доли обществом в случае, когда общее собрание участников одобрило крупную сделку или решило увеличить уставный капитал общества, а участник проголосовал против такого решения либо не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 23 Закона об ООО № 14-ФЗ).

4. Об изменении требований к сделке по отчуждению доли в уставном капитале общества.

Сделка по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества теперь подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 11 ст. 21 Закона об ООО №14-ФЗ). Это нововведение означает, что составление договора купли-продажи доли обязательно. Ранее в такой ситуации закон не обязывал составлять единый документ. Особое значение это изменение имеет для случая, когда долю приобретают по преимущественному праву покупки.

Также закон конкретизировал документы, которые необходимо предоставить нотариусу в качестве подтверждения права участника общества на отчуждаемую долю в уставном капитале.

Такими документами могут быть (п. 13.1 ст. 21 Закона об ООО № 14-ФЗ):

  • договор купли-продажи (иная сделка);
  • решение единственного учредителя о создании общества или договор об учреждении общества (учредительный договор общества, заключенный ранее 1 июля 2009 года), в зависимости от того, создано ли ООО единолично или совместно с другими участниками;
  • протоколы общего собрания участников общества, если доля или часть доли приобреталась при увеличении уставного капитала ООО, распределении долей, принадлежащих обществу, и в иных случаях принятия указанного решения общим собранием;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • решение суда.

Выписку из ЕГРЮЛ в отношении участника представлять не нужно, нотариус получает ее самостоятельно в электронной форме в день удостоверения сделки.

5. Об установлении срока, в течение которого ООО может воспользоваться преимущественным правом покупки доли.

С 1 января 2016 г. в Законе об ООО установлен срок, в течение которого общество с ограниченной ответственности может воспользоваться преимущественным правом покупки доли. Он составляет семь дней со дня истечения преимущественного права покупки у участников общества или отказа всех участников общества от использования такого права (п. 5 ст. 21 Закона об ООО). При этом устав может предусматривать более длительный срок.

Ранее ООО фактически не могло воспользоваться преимущественным правом в случае, когда устав не регулировал срок для этого.

6. Об увеличении уставного капитала.

Требования к решению об увеличении уставного капитала общества ужесточились.

Если решение об этом принимается общим собранием участников, то факт принятия решения и состав участников, присутствовавших при этом, должны быть нотариально удостоверены (п. 3 ст. 17 Закона об ООО). Подтвердить эти обстоятельства иными способами нельзя.

7. О расширении полномочий налоговой инспекции при принятии решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Увеличилось количество оснований, позволяющих налоговой инспекции отказывать в государственной регистрации. Новые основания изложены в пунктах "ф" и "х" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц:

  • нарушение порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных обязательных для осуществления государственной регистрации требований;
  • изменение сведений о директоре или учредителе (участнике) организации (новое основание – в течение последних трех лет деятельность этих лиц по руководству компанией привела к негативным последствиям, в частности к тому, что компанию исключили из ЕГРЮЛ с задолженностью перед бюджетом).

8. О внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с отчуждением или залогом доли в уставном капитале общества по заверенной нотариусом сделке.

Изменения коснулись упрощения порядка внесения юридическими лицами в ЕГРЮЛ изменений, связанных с отчуждением или залогом доли в уставном капитале общества по заверенной нотариусом сделке.

Первое, что следует отметить, заявление по форме № Р14001 подписывает сам нотариус и скрепляет документ своей печатью. Подписывать форму заявления участником общества-залогодателем теперь не нужно, как и ставить печать общества.

Во-вторых, нотариус подает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в налоговую инспекцию только в форме электронного документа, что, безусловно, ускорит процедуру. К примеру, предусмотренный ранее порядок направления почтовым отправлением занимал, пожалуй, большую часть времени проведения процедуры внесения в ЕГРЮЛ изменений. Сейчас альтернативные варианты направления заявления из закона исключены.

Из указанного правила есть исключение - когда залог доли должен возникнуть в будущем. В такой ситуации заявление по форме № Р14001 подписывает и подает в инспекцию залогодатель (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Налогообложение и бухгалтерский учет

1. Об освобождении предприятий малого бизнеса от налоговых проверок.

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. То есть на внеплановые проверки этот запрет не распространяется, они будут проводиться как раньше (письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15, письмо Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15).

От проверок освобождаются те организации, которые по итогам последних трех лет не нарушали требований, предусмотренных законом (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля).

Послабления для указанной категории предприятий продлятся до конца 2018 года.

Однако в некоторых случаях плановые проверки в отношении малых предприятий все-таки будут проводиться:

  • если вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ, имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • если с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление или принято решение, прошло менее трех лет (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

А также в соответствии законом не освобождаются от проверок организации, перечень видов деятельности которых утвержден постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью". Это предприятия, которые действуют в особо значимых сферах общественной жизни: здравоохранения, образовании, социальной сфере и сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

А также запрет на проведение плановых налоговых проверок не затрагивает надзор в области промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности; безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности; обеспечения радиационной безопасности; использования атомной энергии и др. (часть 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Это связано с тем, что данная деятельность может создавать угрозу жизни и здоровью граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Административное право

1. О снижении административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения

С 01.01.2016 внесены поправки в статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в соответствии с которыми лицо, привлеченное к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 11 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 31 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ) вправе уплатить половину суммы административного штрафа не позднее 20 (двадцати) дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

При этом в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

2. Об изменении ст. 7.19 КоАП РФ о самовольном подключении и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа.

Статья 7.19 КоАП РФ изложена в новой редакции. С 1 января 2016 года понятие "энергетические сети" расширительно заменено на "электрические и тепловые сети"; уточнено, что состав административного правонарушения стал распространяться только на действия, которые не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Кроме этого, увеличен штраф – его максимальный размер вырос с 80 до 200 тыс. руб.

3. О введении ответственности за нарушение правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (тепловой энергии и электричества, водоснабжения) – ст. 9.22 КоАП РФ.

В КоАП РФ появилась новая статья 9.22, устанавливающая ответственность за нарушение:

  • порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
  • порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии;
  • правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа;
  • порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.

В статье девять составов, ответственность по которым предусмотрена как для потребителя (абонента) так и для организаций-поставщиков. Максимальный штраф по каждому составу – 200 тыс. руб.

4. О введении ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг энергетического комплекса.

В КоАП РФ включена новая статья 14.61, которая предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате:

  • электрической энергии (мощности);
  • газа;
  • тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Ответственность наступит, если эти действия сопровождаются неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по их оплате, установленных соответствующими договорами.

Максимальный штраф по данной статье – 300 тыс. руб.

Рассмотрение дел об административных нарушениях по ст. 14.61 КоАП РФ отнесено ведению к Ростехнадзора (ст. 23.30 КоАП РФ).

5. О распространении ответственности за нарушение валютного законодательства на граждан.

С 01 января 2016 года пять составов административного правонарушения по ст. 15.25 КоАП РФ в области валютного законодательства и несоблюдения актов органов валютного регулирования станут распространяться на граждан.

Ответственность за нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлена частями 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 и 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

Административный штраф за указанные правонарушения для граждан составит от 300 руб. до 20 тыс. руб.

Антимонопольное законодательство

1. Поправки в закон о защите конкуренции

06 октября 2015 г. был опубликован федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее – закон) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон № 275), так называемый "четвертый антимонопольный пакет". В соответствии со ст. 6 закона № 275 изменения, внесенные указанным законом, вступили в силу с 5 января 2016 года.

Рассмотрим ключевые моменты внесенных изменений:

  • установлены новые формы недобросовестной конкуренции;
  • введен институт обжалования решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа в коллегиальный орган ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • перечень актов, принимаемых комиссией антимонопольного органа, дополнен новым процессуальным документом – заключением об обстоятельствах дела;
  • введены новые требования к оформлению принимаемых комиссией ФАС решениям по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • акты, принимаемые антимонопольным органом, могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии и членов комиссии;
  • расширен перечень лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • предоставлена возможность заявить отвод члену комиссии антимонопольного органа по причине "личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов";
  • регламентирован порядок доказывания и определен статус доказательства при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • статья 27 закона дополнена новой обязанностью по согласованию соглашений о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключаемых компаниями-конкурентами, в случае, если суммарная стоимость их активов (и активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей или суммарная выручка указанных компаний (их групп лиц) превышает 10 миллиардов рублей за календарный год, предшествующий году заключения соглашения;
  • расширен перечень лиц, которым может быть выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • исключено положение о том, что агентский договор не является "вертикальным" соглашением;
  • признаются картелем и запрещаются не только соглашения между продавцами товаров (как это было до внесения соответствующих изменений), но и также соглашения между покупателями, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке;
  • запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов с 05.01.2016 не распространяется на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке, предусмотренном законом;
  • Законом № 275 введены новые составы административных правонарушений за нарушение положений ФЗ "О защите конкуренции", а также предусмотрены иные важные изменения.
  • Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в законодательство РФ внесены ряд поправок, вступивших в силу с 01 января 2016 г.
  • определен срок реализации обществом своего преимущественного права покупки доли участника общества по цене предложения третьему лицу;
  • установлено требование к обязательному нотариальному удостоверению к извещению участника, намеренного продать свою долю в уставном капитале общества третьему лицу, остальных участников общества;
  • заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с передачей доли должно быть подписано и передано в регистрирующий орган в электронной форме непосредственно нотариусом.
17 ноября 2017 Пятигорский провал Арбитражный суд Ставропольского края признал недействительным решение налогового органа на сумму более 2,5 млрд. руб.
Все новости
Все комментарии
In биткоин we «ТРАСТ»?
Диана Полетаева
О роли биткоина в России в настоящее время Узаконенное зверство
Кирилл Шашков
Госдума рассмотрит проект закона «О территориальной целости и ветеринарной безопасности РФ»
Все публикации
Клиенты о нас
  • «Адвокатов Адвокатского бюро отличает высокий профессионализм, комплексный подход к решению поставленных задач, нацеленность на положительный результат, интеллигентность, надежность и честность в работе». С.Е. Иванин Начальник Юридического управления ООО "Газпром межрегионгаз"
  • «Оказанные Вами услуги были выполнены на высокопрофессиональном уровне, что характеризует Вас как надежного, добросовестного и ответственного партнёра». А.В. Давыдов Генеральный директор ООО "Газпром геологоразведка"
  • «ЗАО "Росшельф" рекомендует Адвокатское бюро "Казаков и Партнеры" как надежного и профессионального консультанта». М.И Лукьянчиков Генеральный директор ЗАО "Росшельф"
  • «Высокий уровень организации оказания юридической помощи, профессионализм сотрудников, добросовестное отношение к поставленным в договоре задачам и успешное их решение». П.М. Созонов Генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Югорск"
  • «Высоко ценю доверительные отношения, которые сложились на протяжении трех лет сотрудничества. Желаю дальнейших успехов и процветания». Константин Цзю, абсолютный чемпион мира по боксу
  • «С помощью Адвокатского бюро «Казаков и партнёры» нам удалось защитить свои права. Юристами были приняты в нашем деле нестандартные решения, что в результате привело к полной победе». Т.В. Калинина Генеральный директор ООО «Калинка Ивент»